Что такое GMDSS ?
(русское название ГМССБ)
GMDSS (Global Maritime Distress and Safety System) – международная система, применяющая самые современные береговые, спутниковые и судовые системы мобильной радиосвязи. Она обеспечивает скорое оповещение спасательных служб в случае возникновения любой потенциально опасной ситуации. Также извещает ближние суда и обеспечивает высокоэффективный поиск средств для оказания скорой помощи на море.
Система GMDSS была разработана членами Международной Морской Организации (IMO) и представляет собой существенное усовершенствование управления и координации различных служб и способов аварийной радиосвязи. Будучи обязательной для всех кораблей, входящих в зону ответственности Международной Конвенции о безопасности жизни на море (International Convention for the Safety Of Life At Sea (SOLAS), т.е. для грузовых судов водоизмещением свыше триста тонн и ВСЕХ пассажирских судов международного плавания вне зависимости от их размера и пассажировместимости, система GMDSS обязательна к исполнению на всех радиофицированных суда независимо от их класса. Иными словами, все суда, подпадающие под регламент SOLAS должны полностью соответствовать и условиям GMDSS.
Система GMDSS изначально была придумана для спасения жизни на море и представляет собой список конкретных действий по модернизации существующих систем связи. Применяя наиболее современные спутниковые технологии и системы цифрового избирательного вызова, она обеспечивает наиболее современную и адекватную моменту систему аварийного оповещения.
Главные плюсы GMDSS:
• Увеличивается вероятность посылки сигнала бедствия аварийным судном
• Увеличивается вероятность того, что сигнал бедствия будет принят спасательными службами
• Упрощается морской поиск и спасение выживших людей
• Улучшается координация спасательных служб и кораблей, расположенных вблизи от места инцидента
Оборудование ГМССБ (GMDSS)
Традиционные морские системы СВ/КВ/УКВ радиосвязи модернизируются за счет введения функции цифрового селективного вызова. Данная функция дает возможность судам автоматически контролировать эфир на аварийных и вызывных каналах вместо их традиционного постоянного прослушивания оператором. Приёмник, оснащённый системой ЦИВ цифрового избирательного вызова, реагирует только на свой уникальный идентификатор (MMSI# - Maritime Mobile Service Identity number ), аналогичный номеру телефона, а также реагирует и на общий вызов для весь кораблей в зоне работы приемопередатчика. После установления радиосвязи между станциями на канале вызова, последующий голосовой радиообмен производится на ином частотном канале.
Спутниковая связь
Спутниковая Inmarsat обеспечивает глобальное покрытие, если не брать в расчет приполярные зоны (вокруг полюсов Земли). В зонах, где отсутствует возможность зависимость со спасательными службами с применением СВ либо УКВ связи с селективным вызовом, либо спасательные службы находятся вне радиуса действия судовой радиостанции, для передачи сигнала бедствия и связи с поисково-спасательными службами разумно использовать терминалы Inmarsat A, B либо C.
406 MHz аварийные радиомаяки системы COSPAS/SARSAT
Одной из составных частей системы GMDSS является международная спутниковая группировка COSPAS/SARSAT, обеспечивающая обнаружение аварийных радиомаяков типа АРБ - EPIRB (EPIRB - Emergency Position Indicating Radiobeacon ), излучающих сигналы, для геолокации места аварии и основные установочные данные о судне на аварийной частоте в диапазоне 121,5 МГц или 406 Мгц. Спутники на околополярных орбитах обнаруживают передаваемый сигнал и кодированное сообщение, передаваемое радиомаяком, затем они ретранслируют информацию на расположенные на берегу земные приемные станции, которые преобразуют данные в координаты местоположения маяка, используя принцип доплеровского сдвига. Если спутник находится вне диапазона действия земной приемной станции, он сохраняет данные, полученные на частоте 406 МГц, до момента входа в зону действия и затем передает вызов бедствия. Время задержки до передачи на земную приемную станцию зависит от местоположения и времени до следующего прохождения спутника (обычно больше на экваторе и меньше на полюсах). На экваторе это время может достигать 90 минут. Точность местоположения по сигналу на частоте 406 МГц составляет 5 км.
Наличие на корабле всплывающих (не тонущих) радиомаяков системы COSPAS/SARSAT уже сейчас является обязательным для крупных кораблей в большинстве стран и рекомендуется даже для малых яхт. Любой радиомаяк должен быть непременно зарегистрирован владельцем судна в международном регистре данных по радиомаякам COSPAS/SARSAT.
Поисково-спасательные радарные транспондёры САРТ (SART - Search And Rescue Transponder)
Радарный транспондёр представляет собой портативное устройство, работающее в диапазоне частот корабельных радаров, которое облучении радаром передаст серию импульсов, которые отразятся на экране радара в виде серии точек. Это устройство предоставляет возможность с высокой точностью определить местоположение аварии даже в самый неблагоприятных погодных обстоятельствах. В том случае, в том случае, если команда покидает тонущее судно, радарный транспондер обязательно переносится на спасательную шлюпку или спасательный плот.
Данные о безопасности на море (MSI - Maritime Safety Information)
Система GMDSS предусматривает передачу данных, включающих оповещения о тонущих судах, навигационных и штормовых предупреждениях, а также прогнозы погоды. Информация поступает по трем каналам:
• Приёмники системы Navtex, обеспечивающие автоматический приём в зоне до трёхсот морских миль от береговых станций.
• Терминалы Inmarsat-C, принимающие передачи Enhanced Group Call - SafetyNET (EGC) для зон, лежащих вне зоны покрытия системы Navtex.
• Коротковолновые узкополосные факсимильные передачи (NBDP - Narrow Band Direct Printing), являющиеся заменой EGC.
Международные морские зоны GMDSS
Несмотря на то, что, передача сигнала бедствия с судна на другое весь еще является одной из главных задач GMDSS , его главной задачей является передача сигнала бедствия береговым спасательным службам. Все корабли, оснащённые GMDSS должны, для полной гарантии своей безопасности, быть готовы передать сигнал бедствия как минимум 2 альтернативными способами. Таким образом, необходимый комплект оборудования на борту судна в первую очередь зависит и определяется зоной его плавания и достижимостью береговых приёмных станций.
Существует 4 ''морских зоны'', определённых в международной системе GMDSS
• Морская зона A1 – в зоне зависимость береговых станций, оснащённых УКВ станциями с селективным вызовом. (40 морских миль)
• Морская зона A2 – в зоне береговых станций оснащённых СВ радио с селективным вызовом (150 морских миль за исключением зоны A1)
• Морская зона A3 – в зоне покрытия геостационарной спутниковой группировки системы Inmarsat (предположительно 70 градусов Сш – 70 градусов Юш, за исключением зоны A1 и A2)
• Морская зона A4 – включает весь оставшееся пространство не охваченное зонами A1 - A3 (приполярные области планеты).