МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА ПАРУСНОЙ ШКОЛЫ GOSAILING
Русскоязычные группы Inshore Skipper на 4 или 6 чел. на 1 или 2 нед.
На выбор: безвиз. Черногория, безвиз. Турция (в Турции мало групп) или Греция (шенген)
ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫ ПРО ЯХТИНГ

БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ

на современной парусной яхте

Есть самые различные представления о жизни на яхтах. Что в них правда, а что вымысел?
Пресный душ после купания на палубе яхты
Пресный душ после купания на тиковой палубе своей яхты
Современные парусные яхты можно разделить на два неравных класса: гоночные и круизные.
Гоночные яхты используются для парусных гонок и обучения яхтингу. Обстановка на них отличается аскетизмом внутренних помещений. Каждый миллиметр и килограмм на них учтен как фактор, влияющий на победу в регате. Ведь не секрет, что перед гонкой, яхтсмены снимают с яхты все тяжелое оборудование, сливают воду из цистерн и оставляют самый минимум топлива для нужд маневрирования.
Но мы сегодня будем говорить не о гоночных яхтах, а о яхтах круизных - созданных для отдыха и комфортного времяпрепровождения на борту на протяжении длинных переходов или стоянок.
Вкратце, можно сказать так: современная круизная яхта - это уютный и продуманный до мелочей дом, в котором есть комнаты (каюты), гостиная (кают-компания), два и более санузла (в каждом душ, умывальник и туалет), горячая и холодная вода, кухня (с полным набором посуды, газовой плитой и холодильником), и вполне достаточно места для того, чтобы собраться всем вместе (кокпит) и просто позагорать (палуба), покупаться (задняя платформа кокпита) и смыть соленую воду из ручного душика там же. Современные круизные яхты позволяют постоянно проживать на них как в собственной квартире с тем приятным различием, что вид из окна не приклеен к определенной местности, а меняется естественным образом по Вашему желанию.
Внутри яхты Вас ждут комфортные внутренние помещения с нормальной высотой потолка, позволяющей взрослому человеку находится в них в полный рост. В носовой и кормовой части яхты расположены двухместные пассажирские каюты, в которых вдвоём жить вполне удобно, а по одному - просто роскошно. Каюта обычно представляет собой широкую двухспальную кровать с небольшим пространством перед ней. И много шкафчиков и полочек. Настоятельно рекомендуем вместо чемодана воспользоваться рюкзаком или мягкой сумкой. Просто потому что большой жесткий чемодан некуда будет приткнуть и придется оставлять за деньги кому-то на берегу. Вещи раскладываются по шкафчикам и полочкам, сумка или рюкзак складываются и тоже засовываются в шкаф или в ящик под кровать. В каюте есть окошки-иллюминаторы, несколько лампочек, там же закреплен огнетушитель и лежит Ваш персональный спасжилет и страховочная сбруя к нему.
В центральной и самой просторной части яхты расположена кают-компания. По сути, это большая гостиная с кухней неподалеку. Кают-компания позволяет с удобством принимать пищу и приятно проводить вечерний досуг в кругу друзей. Между каютами и кают-компанией расположены туалетные комнаты с душем. На больших яхтах, их даже две, для большего удобства. На яхтах класса люкс, каждая из четырёх кают оснащена персональной туалетной комнатой с душем.
По соседству с кают-компанией находится уголок штурмана, представляющий собой рабочий стол для работы с картами и стенную панель с выключателями различных судовых огней и приборов. Это место с огоньками и тумблерами особенно привлекает детей и поэтому их пускать сюда без надзора взрослых категорически не рекомендуется. Невовремя включенный с пульта прибор или помпа могут выйти из строя или в лучшем случае посадить бортовые аккумуляторы. Взрослым же неплохо запомнить расположение основных выключателей - мало ли что в море может произойти.
О важном
На лодке существует туалет. Было бы странно, если бы его не было. Туалет (по-корабельному – «гальюн») на яхте – это отдельная тема. Он представляет собой довольно сложное техническое устройство, выбрасывающее отходы человеческой жизнедеятельности наружу – сиречь в море, и прокачивается для очищения морской же водой. В силу этой особенности, пользоваться гальюном в марине запрещается – на берегу есть бесплатные чистые туалеты. Чтобы не возникало дискомфорта, на новых яхтах, в качестве опции, можно выкачивать фекалии в специальную накопительную цистерну, а уже в открытом море на расстоянии 12 миль от берега её опорожнять.
Запомнить про туалет надо только две подробности.
1. Конструкция морского туалета не предусматривает пользование туалетной бумагой. Использованную бумагу кидают в специальную урну или мешок. Попадание бумаги в унитаз намертво блокирует работу туалета. После чего этот хитрый аппарат требует полной разборки. Стоит подобная работа у сервисных служб по-разному: от 150 до 300евро. Невнимательные и рассеянные резервируют на это деньги сразу.
2. Нельзя надолго оставлять клапан туалета в положении промывки морской водой. Хоть и очень постепенно, морская вода будет в этом случае поступать в унитаз пока не польётся прямо на пол, затопляя яхту. Следуйте инструкциям нарисованным рядом с рукояткой прокачки и всё будет в порядке.
Камбуз на крейсерской яхте
Камбуз на крейсерской яхте организован очень компактно и эргономично, но, тем не менее, все необходимое на нём есть
Каждая яхта оборудована кухней (камбузом). Это длинный стол, газовая плита, холодильник (как правило, верхней загрузки), раковина, удобные полки для размещения в них продуктов, кухонных принадлежностей, различной посуды и прочих мелочей - тарелки, бокалы, кастрюли, сковородки, миски, терки - одним словом, все, что необходимо для приготовления и поедания еды. Вода на камбуз поступает из водяных цистерн. На всех яхтах они объёмные, но не беспредельные, что стоит учитывать как при мытье посуды, так и пребывая в душе. Иногда на камбузе установлен второй кран для солёной морской воды, чтобы мыть посуду не расходуя воду пресную. Это удачное решение для открытого моря, но чистота воды в маринах оставляет пока желать лучшего. В целом, пресную воду экономим. Бак на яхте обычно 300-600 литров. Этого хватает, чтобы пару дней (пока не заправимся водой на новой стоянке) все могли помыться в душе, мыть посуду. Но если каждый будет ежедневно 15 минут наслаждаться под струями горячей воды в душе, то половине экипажа придется мыть голову в море.
Плита газовая, на подвижном карданном подвесе. Для яхты нормально идти под креном – то есть под наклоном. А плита при этом благодаря кардану сохраняет нормальное положение, и можно варить суп или кипятить воду на чай. В сложных штормовых случаях кастрюли и чайники прикручиваются к плите специальными винтовыми зажимами.
Мы вкратце рассказали Вам о внутренних помещениях яхты, но в летнем круизе основная - полная событиями жизнь кипит наверху, на палубе яхты. В кормовой части палубы яхты есть «обширное углубление», называемое кокпитом.
Кокпит оборудован сиденьями (под ними располагаются объемные рундуки) и обеденным столиком, складываемым для удобства на маршруте. От жгучего солнца закрывает натяжной тент, а от встречного ветра на стоянках – спрейхуд (все это можно быстро свернуть и развернуть по необходимости или по желанию)
Вы можете завтракать наверху, наслаждаясь легким утренним бризом, а вечером вас ждет приятный ужин, окутанный вечерней прохладой и любованием бесчисленными, ярчайшими звездами. Стакан сока выпитый в открытом море или сочный апельсин, истекающий соком до или после купания… Соль после купания можно смыть пресной водой при помощи специального дополнительного душа, расположенного в кокпите, а солнечные ванны наиболее удобно принимать, расположившись на мягких матрасах на носу яхты.
В задней части яхты кокпит переходит в кормовую платформу, удобную для отдыха и купания.
На яхте, пока она находится в море, существует только 12 вольт!!! На некоторых яхтах стоят автомобильные или морские инверторы(преобразователи), преобразующие аккумуляторные 12V постоянного тока в привычные 220V переменного тока. Прежде чем подключать к подобным аппаратам дорогостоящую технику, например ноутбук, убедитесь, что Ваш инвертор выдает ток с нормальным, а не модифицированным синусом. Это важный параметр и об этом должно быть написано на корпусе устройства. Многие китайские модели инверторов грешат модифицированным синусом. Дорогие морские инверторы выдают настоящий синус. Обычные электроприборы типа лампочки, электробритвы или зарядного устройства для сотового телефона можно подключать к инверторам с любой формой волны.
Когда яхта приходит порт или в марину, её бортовая сеть соединяется с береговой и на ней оживают обычные розетки на 220 вольт. Можно вскипятить чайник, посмотреть телевизор и даже включить обогреватель, тепловентилятор или кондиционер, если Вы позаботились о системе климат-контроля для Вашей яхты.
Если Вы ходите зимой там где нет берегового электричества для обогрева, то рекомендуем захватить любимый спальник.
Для большего комфорта на берегу в маринах Вы всегда сможете найти дополнительно, душ, туалет, бассейн, пляж с лежаками, ресторан, магазины, такси и пр. А при желании Вы всегда сможете окунуться в бурную ночную жизнь прибрежного города.

Жизнь в марине это особенный процесс.
В чем-то он более сложный, в чем-то более простой.
Когда живешь в марине, приходится соблюдать некоторые правила. Они обусловлены тем, что лодки стоят на воде и необходимостью соблюдать чистоту этой воды, ведь неприятно будет выйти утром на палубу и увидеть грязную воду за бортом…
Поэтому существуют некоторые запреты:
- как мы уже писали и считаем нужным повториться, во время стоянки в марине нельзя пользоваться прокачным туалетом, для этого существуют комфортные туалеты на причале, но если очень нужно, тогда судовые туалеты, во время стоянки в маринах переключают на сбор отходов в специальную небольшую цистерну, которую потом откачивают.
- нельзя выбрасывать за борт мусор (для мусора существуют баки на причале в достаточном количестве)
Если возникает желание принять душ, на причале есть туалеты, оборудованные душевыми кабинками и фенами. Особенно хочется сказать о турецких туалетах. Вообще туалеты в Турции это отдельная тема. Даже в аэропорту, где поток людей очень высок, чувствуется огромная разница. Первое на что обращаешь внимание – это ЧИСТОТА!!! Что уж говорить о туалетах в марине. Это место, куда приятно прийти. Просто помыть руки, посмотреть на себя в зеркало, почитать объявления. В туалете зачастую стоят свежие цветы. В туалетах играют дети. Туалеты являются неким центром жизни в маринах.
Свежее постельное белье для нужд яхтсменов обеспечивают наземные службы химчистки. Правда стоимость их услуг ну просто неприлично велика и русские яхтсмены традиционно предпочитают стирать бельё на борту, соорудив "стиральную машину" из ёмкого ведра и собственных неутомимых ног. Англичане и голландцы живо перенимают наш опыт. Вам, разумеется, подобные "развлечения" не грозят - Вы на отдыхе.
Безусловно, существуют такие места как офис, магазин, яхт-клуб (он включает в себя бар и ресторан). В них всегда приятно прийти. Уютная обстановка создаст Вам настроение, а вежливый и приветливый персонал всегда будет рад оказать Вам помощь.




Обед по-средиземноморски
Обед по-средиземноморски подан в кают-компанию яхты
Находясь на борту, возникает вопрос питания. Каждый решает его по-разному. Для кого-то приготовить вкусный обед для всех – это сплошное удовольствие и доставляет истинное наслаждение. Для кого-то тяжкий труд, неприемлемый во время отдыха. Любой вариант возможен.
Если Вы не умеете или принципиально не хотите готовить на яхте:
К Вашим услугам заведения на любой вкус от забегаловок для трудового люда, в которых можно поесть на 2-3 евро, до кафе и ресторанов, стоимость ужина в которых начинается от 15-20евро,а верхних пределов практически не имеет (Турция).
Если Вы любите готовить на яхте:
Значит, Вашей команде очень повезло! Современные яхты оснащены всем необходимым для приготовления вкусной и полезной пищи. Если в команде есть человек, любящий и умеющий готовить на время круиза он занимает самую уважаемую и почетную роль кока. В это сложно поверить, и со мной многие не согласятся, но хороший кок ценится выше хорошего капитана, ведь кок отвечает за самое главное в нашей бортовой жизни – за еду!!! Да и если ошибки первого наблюдаешь в тарелке три раза в день, то ошибки второго или не столь очевидны или их уже не успеваешь заметить.
Для готовки на яхте есть все необходимое:
- холодильник (В нем можно хранить продукты и охлаждать напитки. Он хорошо холодит при работающем двигателе или при питании с берега.)
- раковина (для мытья посуды, овощей и фруктов), Нагрев воды на яхте осуществляется следующим образом. Вода проходит через систему охлаждения во время работы двигателя, либо работает бойлер-электронагреватель что позволяет пользоваться горячей водой
- газовая плита с духовкой.
- а также разнообразная посуда.
Если встает вопрос организации питания на яхте, команда зачастую организует общественную кассу, деньги вносятся членами экипажа. Из кассы деньги выделяются на закупку продовольствия, проезда за покупками и пр.
Чтобы приобрести свежие и качественные продукты можно воспользоваться магазином, который располагается на причале в марине, но гораздо дешевле собрать всю команду и совершить набег на супермаркеты, где провести все необходимые закупки по более низкой цене.
В турецком Мармарисе стоит обратить внимание как на большие торговые центры, такие как Tansas [Танзаш], Migros [Мигрос], Carrefour [Карфур], Sogutlu [Сойютлю] в которых фиксированные цены, а также маленькие лавочки и магазинчики в которых удобно покупать мясо, фрукты, овощи и другие продукты - в них торговаться признак хорошего тона. Тем, кто заинтересуется таким способом, мы с удовольствием дадим рекомендации на месте (покажем Где, Что, Как и Почем стоит покупать).

В Мармарис приятно съездить не только за продуктами, но и познакомится с этим интересным городом, погулять по улочкам и набережной, посидеть в ресторанчиках или отдаться шопингу в бесчисленных лавочках и магазинчиках. А может Вам по душе бурная ночная жизнь, тогда знаменитая Улица Баров к Вашим услугам.

В Черногорском Баре рекомендуем такие супермаркеты как Робна Куча (IDEA) в двух кварталах от марины и более далекий, но выгодный VOLI.

А если мы совершаем переход, к Вашим услугам в любом городе или маленькой бухточке всегда найдется уютные ресторанчики, в которых Вам предложат вкусную и полезную пищу. Любители рыбных блюд получат полное удовлетворение широким ассортиментом свежих морепродуктов.

Как правило, на яхте есть постоянно 12В в одной или нескольких розетках в кают-компании (разъем такой же, как в автомобилях) и 220В в розетках в кают компании и каютах во время стоянки, когда яхта присоединена к внешнему электричеству на берегу. На яхтах бизнес класса стоят инверторы 220V. Но мощность при этом остается небольшой – ведь электричество идет от аккумуляторов. Этого достаточно, чтобы подзарядить мобильный телефон, планшет, фотоаппарат или ноутбук, но недостаточно для утюга или фена.

Курение на борту яхты
Курение на яхте разрешено только в кокпите на открытом воздухе с той стороны относительно ветра, где другие члены экипажа не смогут познать ароматы Вашей трубочки. Для индивидов, желающих курить в кают-компании (внутри салона), уготовлен тазик с цементом.

Алкоголь на борту яхты
Поскольку у нас с Вами учебный рейс, то алкоголь на борту употреблять нельзя вне зависимости от времени суток и медицинских показаний. Приносить и хранить, как багаж можно, а открывать нельзя. Для любителей запершись в каюте тянуть через трубочку - сообщаем, что детекторы не дремлют и пишутся. А инструктора штрафуют когда он закрывает на это глаза.
Вывод: не стоит усложнять всем жизнь, гораздо проще пройти по сходням на берег или понтон за пределы юрисдикции капитана судна и устроить распитие прямо там или в ближайшем кафе. Имеет смысл лишь учесть то, что если к началу учебы Вы будете не в адеквате, то присоединитесь к наблюдающим пассажирам до излечения - капитан не даст Вам работы с травмоопасным оборудованием и не допустит за руль.
А получив права и став капитаном, Вы сами сможете устанавливать на своём судне те правила, которые сочтете уместными и удобными для безопасного быта и мореплавания.

Питьевая вода
Несмотря на то, что водопроводная вода очищается хорошо, пить её все же не рекомендуется. Однако для чистки зубов и мытья фруктов ее можно использовать без опаски. Рекомендуем употреблять питьевую, расфасованную в бутылки воду. Ее можно купить в любом магазине в бутылках разного объема; она недорогая и имеет приятный вкус.

Дети на яхте
Дети на яхте взрослеют. Проверено на практике. Взрослеют не в смысле сантиметров роста, а в смысле ответственности. Высмотреть, проследить за заправкой яхты водой, проложить курс на электронном навигаторе, найти "пиратов" в бинокль на соседней яхте, постоять за капитанским штурвалом. Посидеть за настоящими морскими бумажными картами, напечатанными на специальной вощеной бумаге. Найти клад. Зарыть сокровище.
Это мир романтики и героизма, которого так не хватает в сером мире городов и виртуальном зазеркалье. А еще научиться плавать, прыгать в воду с головой, нырять и изучить прочие навыки Ихтиандра.

Солнечные ванны
Солнце на Средиземном море жаркое и коварное, а отражение от морской воды многократно усиливает его эффект. Чтобы избежать солнечных ударов, солнечной аллергии и других неприятностей, кожу надо постепенно готовить к принятию солнечных ванн.
Загар ложится ровнее, если до принятия солнечных ванн посетить турецкую баню "хамам".
Старайтесь не загорать на открытом солнце в промежутке с 12.00 до 15.00 в первые дни после приезда.
Не забывайте пользоваться солнцезащитными кремами, наносите их также после купания.
В начале отдыха используйте солнцезащитные кремы или спреи с высокой степенью защиты, особенно для детей. По мере приобретения загара степень силы защитных средств можно постепенно снижать.
Пейте больше жидкости, это поможет организму переносить жару. Особенно хорошо утоляют жажду негазированная питьевая вода (продается в бутылках разного объема) и традиционный горячий чай.
Не забывайте надевать на яхте головной убор и солнцезащитные очки.

Некоторую познавательную информацию о быте на парусной яхте можно извлечь из просмотра сериала "Стань Морским Волком", снятом студией VSP в нашей яхтшколе.